А будут ли пенсии?
А будут ли пенсии?
В преддверии 1 октября, Всемирного дня людей пожилого возраста и Дня ветерана, разговор специалистов Атомпрофсоюза по поводу льготных пенсий работникам отрасли и…. будут ли в перспективе вообще такие пенсии?
В «Атомнику України» (№37 от 15 сентября) были опубликованы комментарии заместителя Председателя Атомпрофсоюза Украины Павла ПРУДНИКОВА, заведующей отделом коллективно-договорной и правовой работы Надежды КРУЧИНСКОЙ и заместителя заведующей этим отделом Александры КРАВЧУК о последствиях для работников атомной отрасли правительственной «оптимизации» льгот по Спискам №1 и №2.
Тогда же разговор специалистов Атомпрофсоюза по поводу льготных пенсий работникам отрасли начал развиваться и в довольно неожиданном ключе — будут ли в перспективе вообще такие пенсии?
«Многие молодые люди сейчас думают и говорят по-другому: зачем мне ваша льготная пенсия? Я хочу здоровым и счастливым дожить до глубокой старости, а не в 50 лет уйти на досрочный заслуженный отдых, подорвав свое здоровье, — говорит Павел ПРУДНИКОВ. — Поищу я лучше работу офисную, пусть и не столь оплачиваемую, зато не вредную. Поэтому у работодателей возникает определенная проблема: на «вредных» рабочих местах у него остаются, как правило, люди или дорабатывающие стаж или же те, кому позарез нужны деньги, либо те, кто уже ничего не хочет менять. Мало найдется тех, кому наплевать на свое здоровье. Работодателям (например, в металлургической отрасли) уже сейчас нечем привлекать людей на работы с вредными и особо вредными условиями труда.
На частных предприятиях как-то пытаются решить эту проблему. За счет средств предприятия устанавливают через коллективный договор виды работ, профессии, должности, дающие право на льготную пенсию (даже если эти позиции отсутствуют в новых Списках), сокращенное рабочее время, повышенную оплату труда. А попробуйте ее решить на тех предприятиях, которые финансируются из бюджета. На предприятиях зоны отчуждения, например. Повышенная оплата труда? А кто же вам разрешит устанавливать ее за бюджетные деньги? Или на госпредприятиях попробуйте, которые тарифом «поджаты» и которым финансовый план утверждают каждый год.
Что такое льготный выход на пенсию, по идее? Нам отвечают, что это компенсация за утраченное здоровье. А она адекватна, эта компенсация? Давайте об этом подумаем, ведь на пенсии в наших реалиях человек загоняется в еще более тяжелое положение.
В этом вопросе, считаю, нужна дискуссия на уровне специалистов — и медиков, и социологов, и психологов, и производственников. Какова должна быть адекватная компенсация за то, что человек теряет здоровье и к 50-ти годам, мягко говоря, неважно себя чувствует? Будет ли это удлиненный отпуск, дней на 15, а не 6-7, как сейчас, обязательное санаторно-курортное лечение за счет работодателя? Дорогая пожизненная медицинская страховка или очень сильно повышенная зарплата? Сокращенное рабочее время: например, 6 часов, а не 8 (без потери в оплате труда)? Возможно, да. Досрочный выход на пенсию? Может быть, но в дополнение к вышеперечисленному. Но по этим вопросам, подчеркиваю, должна быть дискуссия».
«Не мешало бы эту проблему, действительно, рассмотреть в глобальном масштабе, — соглашается Надежда КРУЧИНСКАЯ. — Этих вредных рабочих мест может не быть вообще, если обеспечивать на предприятиях соответствующие технические, технологические мероприятия, ведь весь мир идет вперед в этом направлении, а мы работаем часто на устаревшем оборудовании, с вредными выбросами. За рубежом уровень организации производства совершенно другой. Если есть какие-то вредные факторы на производстве, то благодаря автоматизации, роботизации, другим технологическим моментам они сводят время выполнения такой производственной операции до минимума».
«Вот сейчас есть интересные инициативы по поводу создания электронной карты рабочего места, которая была бы у любого работника предприятия в доступе он-лайн и где, помимо самих условий труда были бы расписаны во времени запланированные мероприятия, которые будут минимизировать все эти негативные, вредные условия. Это та же автоматизация рабочего процесса, дополнительная вентиляция помещений, соответствующие СИЗы, настоящее лечебно-профилактическое питание, современные антипротекторы вместо молока и прочее», — развивает тему разговора заместитель Председателя Атомпрофсоюза. Говорил и об европейском опыте, где практически не осталось вредных условий труда. А если они и есть там, то человеку компенсируют утраченное здоровья таким социальным и финансовым пакетом, что нам и не снилось. Потому что человек — самое главное богатство любой страны!
«Специалисты Минсоцполитики Украины, Гоструда спрашивают, почему мы так держимся за Списки №1 и №2, приводя в пример европейские страны, у которых нет льготного пенсионного обеспечения. Но почему же тогда они не сравнивают уровень заработной платы? — задает закономерный вопрос Александра КРАВЧУК. — У нас многие государственные предприятия не могут себе позволить закупить для работников даже средства индивидуальной защиты в полном объеме, чтобы сгладить процесс влияния вредных факторов на производстве. Некоторые работники их за свой счет покупают. Я не говорю уже об устаревшем оборудовании, автоматизации производственного процесса. У нас ведь никто не проводил анализ со специалистами из министерств, в каком состоянии находится это оборудование, какого года выпуска и соответствует ли оно современным условиям. А у работодателя зачастую просто нет средств, чтобы обновить, усовершенствовать его».
Павел Прудников: «Мы сегодня не зря говорим об опыте западных стран. Есть и у них на определенных предприятиях списки профессий, по которым работнику позволено выходить на пенсию не в 65 лет, а в 63. Ну и что здесь такого, скажете, на два года раньше. Но надо учитывать, что в той же Германии или Франции человек, работающий на предприятии, где невозможно внедрить автоматизацию, робототехнику, и он, все-таки, вынужден находиться во вредных условиях, срабатывают три фактора. Первый, сокращается рабочее время, и работник обеспечивается всеми самыми современными СИЗами, включая медикаментозные. Второй, очень существенно увеличивается оплата его труда, предоставляется дополнительный отпуск с серьезными оздоровительными выплатами. Третий, обязательна медицинская страховка за счет работодателя. Тогда человек знает за что он работает! А ранняя пенсия — это не компенсирующий фактор, к сожалению. Нам надо думать в этом направлении, это дело будущего. Вектор развития таков, что наше правительство от Списков вообще будет уходить.
Поэтому наша задача вместе с работодателями через переговорный процесс, через колдоговор придумать и реализовать современную систему социально-экономических бонусов, по-настоящему компенсирующих утраченное здоровье. И работать над этим нужно начинать уже сегодня».